Первоначально Соловецкий монастырь был совсем крохотным. Там была построена небольшая Успенская церковь, а рядышком с ней небольшая трапезная палата. Идет время, и монастырь начинает потихоньку с годами разрастаться.

Сюда приезжает новая братия, приезжают трудники и помогают со строительством монастыря. Первый монастырь был деревянный, но у деревянных построек есть одна особенность: они очень легко горят.

В первые 100 лет своего существования соловецкий деревянный монастырь переживет два сильнейших пожара и последний пожар 1538 года уничтожит его совсем. То есть монастырь сгорел дотла, причем вместе с припасами. Тогда же было принято решение о начале каменного строительства.
История этого места начинается в 1429 году, когда на Большой соловецкий остров по морю приходят два монаха пустынника. Их звали Герман и Савватий. Они проведут на острове шесть лет.

В 1435 году преподобный Савватий почувствовал, что дни его сочтены и ему нужно вернуться на материк, чтобы отойти к Господу. Вместе с этим преподобный Герман отправляется на материк по хозяйственным делам и в следующем 1436 году возвращается вместе с преподобным Зосимой.

Как гласит предание, однажды во время прогулки по острову у преподобного Зосимы было видение, он увидел прекрасную церковь, парящую в воздухе — на берегу современной Бухты благополучия. Это было принято за знак: был заложен крест и было дано начало Соловецкой обители.
На протяжении этих лет на крепость насылали стрельцов, устраивали продовольственную блокаду и лишали воды. Крепость была взята из-за предательства одного монаха, мятежников жестоко убили и скинули в озеро.
В разные века на обитель нападали шведы и англичане, но никому крепость взять не удавалось. Во время Крымской войны два фрегата, Бриз и Миранда, из своих 120 пушек будут обстреливать Соловецкую обитель на протяжении 9 часов и 15 минут. В сторону монастыря будет выпущено более 1800 разнокалиберных ядер и резервных снарядов.

Через 9 часов осады пороховой дым рассеялся, но никакого вреда этой валунной кладке 16 века обстрел не принес. Потому что те ядра, которые попадали в стену с внешней стороны, ударялись в камни и просто отскакивали от камней. А те, что перелетали, тоже никакого ощутимого вреда монастырским постройкам не нанесли. Конечно, это было объявлено чудом.
Узников соловецкой монастрыской тюрьмы можно условно разделить на три группы:

1 категория — узники «под начало». Для них монастырь выступал в качестве реабилитационного центра.
Такие узники жили, ели, молились и работали с монахами, единственное — им запрещалось покидать территорию.

2 категория — «узники под караул». Таких узников держали в казематах, но выводили на прогулки. С окончанием навигации на Белом море они могли даже ходить друг к другу в гости, потому что не могли покинуть остров зимой.

3 категория — «тайные узники». Таких узников из казематов уже не выпускали. Тогда не существовало такого понятия как «срок заключения» — они могли провести в тюрьме столько времени, сколько нужно для их исправления — решение принимал настоятель (наместник) монастыря.
На рубеже 1920-1930х годов эта система была признана успешной и распространилась на другие территории Советского Союза. Так появилась аббревиатура ГУЛАГ — Главное управление лагерей.

Здесь узники подвергались пыткам, умирали на тяжелейших работах (зимние лесозаготовки, добыча торфа), были расстреляны. Из-за отдаленности от материка и тяжелых погодных условий не зафиксировано ни одной успешной попытки побега с Соловецких островов.
Через два года тюрьму на Соловках закрыли и отдали эти территории военным.

В 1940—1957 годах на островах квартировался Учебный отряд Северного флота. В мае 1942 года здесь была создана школа юнг Северного флота, сформированная из 15−16-летних мальчиков. После обучения они вместе со взрослыми отправлялись на фронт.
То есть с 1990 года Соловецкий монастырь вновь заработал.
Восемь лет, начиная с 1668 года, монастырь был в осаде, потому что не принял новую церковную реформу патриарха Никона.
В 16 веке, при игумене Филиппе, у Соловецкого монастыря появится огромное количество вотчин и хозяйств на материке. Производства были самыми разными — и рыбу ловили, и горшки обжигали, и шили рубахи.

Но в середине 18 века при Екатерине II проходит очередная церковная реформа — секуляризация церковных земель. У монастырей начинают отбирать вотчины, поэтому сами монастыри начинают стремительно беднеть. Соловецкий монастырь — не исключение, и тогда производства с материка возвращаются обратно на архипелаг. К 20 веку — расцвету — на архипелаге появится больше 50 успешно действующих производств.
В 1923 году на Соловках был открыт СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. Это был первый в СССР исправительно-трудовой лагерь, в основу которого легла идея, что заключенные должны постоянно трудиться на общественных работах и предприятиях во благо развития экономики.
В 1937, с открытием СТОНа — Соловецкой тюрьмы особого назначения, часть заключенных оставят на лагерном режиме. Сам лагерь ликвидируют вместе с тюрьмой осенью 1939-го.

После вывода учебного отряда с островов на Соловках осталась воинская часть и военно-морская база «Соловецкие острова». Архипелаг остаётся закрытой территорией— даже с появлением музея попасть сюда на длительный период было сложно.

Туристов будут привозить на остров, но это будут туристы выходного дня. В 1991 году воинская часть покинет архипелаг — и только с этого времени острова будут окончательно открыты.
25 октября 1990 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви было определено «возродить монашескую жизнь в Соловецком Зосимо-Савватиевском ставропигиальном мужском монастыре и исполняющим обязанности наместника монастыря назначить игумена Германа».
«Здесь не нужно никуда бежать»